О художнике: Мария Комыса, родилась в Москве, получила академическое образование МАХЛ РАХ, МГАХИ им Сурикова, монументальная мастерская, жила в Турции, много путешествовала по Испании, Марокко и другим странам, параллельно изучая Фламенко и перкуссию.
Работы Марии исполнены в разных техниках – от миниатюр и линогравюры до мозаики и витражей.
В творческих работах чувствуется сильное влияние традиций стран Востока.
Творчество каждого художника — его собственное отражение в искусстве, поэтому любая тема, даже самая популярная, непременно открывает новые грани мира. Восток Марии Комыса одновременно и узнаваем — в очертаниях архитектуры и аутентичных образах, — и уникален, предстающий через ее взгляд и сердце, влюбленное в ориентальную красоту и древнюю культуру. Но главное преимущество восточной серии Марии в том, что взгляд художника в ее работах не «со стороны». Мария пребывает внутри созданного ею художественного образа, и приглашает нас войти в этот мир, приоткрывая для зрителя врата, которые она называет Двери Земли. Так центральной картиной восточной коллекции коллекции Марии стало монументальное полотно в центре зала, изображающее двери-врата, как портал.
Мария Комыса, художник:
«Тема возникла для меня впервые давно, лет семь-девять назад в Бахчисарае. Это была совсем другая дверь. Зеленая, деревянная и стояла она в саду одна, без какого либо продолжения ограды. А через ее многочисленные прорехи виднелся сад заброшенный, загадочный… Таких, заставляющих задуматься мест в Старом Бахчисарае много. Но со временем и другие Двери-Врата стали близки. Прототипом этой работы послужили Марокканские Врата. Цвет неба, один из главных цветов Марокко стал основной темой, это не материал, это образ»… За этими дверями виднеется Рай, Рай из сказочных миниатюр с цветущими лианами и плодоносящими пальмами».
Как я уже говорила в анонсе перед открытием выставки, экспозиция обещала быть не только яркой и декоративной, но и глубоко философской. Конкретная направленность темы выставки — культура исламского востока. Но в широком смысле Двери Земли символизируют некий путь в иные пространства, которые каждый определяет для себя сам — будь то миры художественных образов, новых идей, неизведанных тайн или начало новой истории.
Эта выставка стала настоящей игрой воображения — так много ассоциаций связано с каждой из работ Марии. Поэтому вернисаж, по замыслу автора, превратился в непрерывное действо — музыка, танцы, рассказы об истории и традициях, кофе по-восточному. Многим понравилось, что был предложен дресс-код, соответствующий событию, и каждый мог стать соавтором этого восточного праздника. Какая восхитительная возможность включиться в эту игру!
Артем Киракосов, художник, искусствовед:
«Эта выставка художника Марии Комыса — явная удача и некая рубежная планка… Арт-действо вернисажа — танцы испанского фламенко, старинная османская музыкальная классика, традиционная игра на древних иранских ударных инструментах, керамика, витражи, шитье, станковая живопись и графика, книжная миниатюра, прикладное, декоративное, монументальное и ювелирное искусство — все вплелось в единую атмосферу, нить, русло и стезю, четко, естественно и конструктивно».
Артем Киракосов, художник и искусствовед, со-куратор выставки помог оформить пространство зала. Идея драпировки стендов показалась интересной, и работы Марии засияли на темных фонах, придающих пространству иллюзию бесконечности, в которой под направленным светом стали видны только произведения художника.
Мария Комыса, художник:
«Годы обучения, фестивалей, выступлений, дружбы, любви, приключений, — и мы снова вместе, создаём, творим! Музыканты, принявшие участие в мероприятии: Антонио Грамши, Джулия Аморетти, Ангелина Антонова, Борис Штейнберг».
На вернисаже полумрак освещали также живые огни восточных светильников, и музыканты, сидящие на узбекском антикварном ковре ручной работы, раскинутом перед Вратами художника, уже одним своим видом дополняли колорит театральной постановки и смотрелись очень живописно.
Муххиби (литературный псевдоним Султана Сулеймана Великолепного):
«Я в твоих дверях, потому что ты моя любимая рассказчица историй, тебя восхвалять буду я всегда продолжать, музыкальные гаммы моего чистого сердца, из моих глаз прольются чистой влагой, ты моя прекрасная Муххиби!»
О вернисаже можно говорить много, но главным предметом разговора, конечно же остается сама выставка. Живопись, представляющая жанровые сцены, натюрморты и пейзажи говорит об академическом образовании автора и поисках собственного стиля и манеры. Особенное внимание зрителей привлекли портреты (яркие характеры всегда в центре внимания). Женские образы кажутся написанными старинными мастерами. Здесь играет роль и цвет фона и исполнение и традиционные приемы реалистической живописи. Вместе с тем, например, натюрморт с восточными предметами, расположенный рядом с женским портретом представлен в необычном ракурсе, как вид сверху. Выписанные с любовью к предмету мельчайшие трещинки на керамике, черепки, будто найденные в раскопках и нетрадиционный, близкий к современному видению взгляд, представляют мир, как сочетание различий. И эта многоплановость демонстрирует единство и целостность всего творчества Марии. Ничего случайного. Во всех техниках и жанрах художник верна общей теме, объединяющей ее работы.
Александра Загряжская, фотохудожник, журналист:
«Лично мой особенный интерес вызвала серия миниатюр. Еще и потому, что Мария отталкивается в создании этой серии от турецких традиций книжной миниатюры и относит зрителя к истокам рождения этого направления в эпоху, самую привлекательную для меня из всех времен в истории османской культуры, в 15-16 века. Мой любимый Великолепный век!».
Эпоха правления Сутлана Сулеймана Великолепного — золотой век развития османских искусств и ремесел. Именно тогда при дворе султана жил и работал Насух ас-Силяхи, известный как Насух Матракчи — османский учёный, историк, миниатюрист боснийского происхождения. Он прославился также как математик, историк, географ, литератор и постановщик театральных пародийных сражений, которые входили в число развлечений османского двора. Придворный ученый и рисовальщик, Матракчи сопровождал султана Сулеймана в походах, описывал военные экспедиции на арабском и персидском языке, рукописи Насух сопровождал иллюстрациями, включающими изображения городов, и стиль этих миниатюр положил начало развитию в османском искусстве жанра «топографической живописи». Вот такую топографическую живопись и представляет сегодня Мария Комыса, и ее графические листы многие знатоки принимают за истинные иллюстрации восточных миниатюристов.
Насух Матракчи, математик, историк, географ, литератор и художник времен Султана Сулеймана:
«Я описывал словами и передавал красками все местности, города, городки, деревни, крепости, давая их имена и картины».
Также особенный восточный колорит вернисажу придавали ароматы — тлели свечи с пряным запахом и варился кофе на песке. Специально для этого вечера! Кстати, кофе на песке тоже относит нас к Великолепному веку. Во времена султана Сулеймана впервые турки открыли для себя этот напиток, и появилась такая профессия как варщик кофе. Кофе очень любила вошедшая в историю, на веки возлюбленная султаном Хюррем, его, как вдохновляющий напиток, пили при дворе, но также кофе в то же время стал ассоциироваться со свободой мысли, когда горожане и янычары встречались в кофейнях, чтобы пообщаться, поговорить и обсудить личные дела и политику.
Кофе на песке
Варщиком кофе на вернисаже Марии Комыса была я (София, автор заметки). Я же, первая поддержала идею надеть восточные аксессуары, потому что очень люблю восточные мотивы и стиль одежды. Впрочем, каждый мог стать участником этого интерактивного мероприятия спонтанно, экспромтом, без особенной подготовки. Гость вернисажа Кришна Рой исполнила песню на стихи Рабиндраната Тагора, очень артистично и мелодично, к восторгу многих друзей, услышавших впервые ее пение. Много лет живущая в Москве, но всегда, по традиции своей Родины, одетая в сари, Кришна естественным образом поддержала дресс-код мероприятия.
В другой день.
Эта выставка вызвала особенный отклик в моей душе. В другой день после мероприятия я внимательно посмотрела работы и изучила сюжеты. И даже мой небольшой опыт восточных путешествий помог мне оценить их и найти знакомые и даже очень любимые мною общие темы. Восток нас, несомненно, объединяет. Источник мудрости, древности, красоты, Восток до сих пор такой же древний и мудрый, занимает особенное место в современном мире. В день вернисажа трудно глубоко вникнуть в суть работ, главный акцент, по современной традиции открытия выставок, ставится на общение и создание атмосферы. Вернисаж оставил приятное послевкусие, как настоящий кофе по-восточному. Одна из лучших экспозиций, по мнению многих друзей Мастерской Рябичевых, где проходит эта выставка. Декоративная, яркая своей художественной выразительностью, многообразная по смыслам, философская и очень оригинальная в названии и по сути. Сакральные Врата. Что кроется за ними? Сможем ли мы приоткрыть заветные смыслы? Вместе с художником попробуем шагнуть за пределы представленных ею сюжетов. В сторону Востока, где нас ждут Dünyanın Kapıları. Двери Земли.
София Загряжская
искусствовед
куратор художественных проектов Творческой Мастерской Рябичевых
Выставка Мария Комыса. Dünyanın Kapıları. Двери Земли
до 15 марта 2019 года
в Творческой Мастерской РябичевыхАдрес: Москва, Светлый проезд, 10 а
посещение по предварительной договоренности +7 926 524 12 47